Официальный веб-сайт
группы IZZET

Иззет Аблязов. Музыка сказка.

Наши Опросы

Есть ли будущие у регги
Есть
Нету
Не знаю

Результаты Архив

Глоссарий

ENG A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
РУСА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Все термины


Г

Гавот

Гавот (фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.

Гайдн

ГАЙДН (Haydn)Франц  Йозеф (1732—1809)—австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии ; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази : до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений . Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне . В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен. Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808).

Гайдн — представитель венской клиссической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких , итальянских, французских , чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей . Квартеты и симфонии 50—60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу ) ; в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна , среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.

Гармония

Гармония (греч harmonia — соразмерность, согласованность)

1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми (см.) сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию.

 2. Наука об аккордах, их движении и связях.

3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.).

4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Геккельфон

Геккельфон
 - баритоновый гобой, деревянный духовой инструмент, созданный в 1904 г.немецким  инструментальным          мастером      В. Геккелем (W. Heckel). Звучит октавой ниже гобоя. Звук певучий, выразительный, носового тембра. Изредка применяется в оркестре . Геккельфон малый (геккельфон-пикколо) звучит на кварту выше гобоя, обладает более светлым тембром.

Гендель

ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685—1759) — немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. — 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений , в том числе опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706—10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710—16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа , в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая «Опера нищего» Дж. Гея и И.К.Пепуша ). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре — усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе—1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя — оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп ; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений , которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской , английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа , путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»— один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах ; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией , чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Гершвин

ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист. Систематического образования не получил. Ученик Р. Гольдмарка (гармония) и др. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки и различных форм европейской музыки, в том числе фортепьянного стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова (в «Рапсодии в блюзовых тонах»), французского импрессионизма, веризма, балладной оперы. В музыкально-сценических сочинениях (опереттах, ревю, мюзиклах ) нередко обращался к злободневным общественно-политическим темам.

Вершина творчества — опера «Порги и Бесc», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира.

Гетерофония

 Гетерофония
 - (от гетеро и  phone), исполнение мелодии несколькими певцами, инструменталистами или теми и другими, при котором в одном или нескольких голосах эпизодически возникают отступления от основного напева. Эти отступления, нередко бессознательные, могут определяться различием в технических возможностях голосов и инструментов, могут быть связаны и с проявлением фантазии исполнителей.  Гетерофония  изредка встречается в западноевропейской музыке эпохи средневековья, в классической музыке, особенно характерна для народных музыкальных культур Африки, Океании, Индии, Индонезии и других  стран, а также славянских народов.

Гимн

Гимн (греч. hymnos) — торжественное хвалебное песнопение.

Гитара

Гитара - струнный инструмент, принадлежащий к семейству лютен, но в последнее время уклонившийся от них по форме и меньший по размерам. Играют на гитаре без смычка, щипком. Первоначальная история гитары та же, что и лютни: мавры занесли ее в Испанию, оттуда она перешла в южную Италию, где возникли уже различные ее разновидности

Гитара самоучитель

Гитара самоучитель
Простой гитарный самоучитель с анимацией и звуковыми файлами, аккордами и разными приемами игры www . samouch . ru

Глинка

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818—22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем — В. К. Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филд и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса («Не искушай», «Бедный певец» и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. В 1830—34 Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под руководством З.Дена), где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал исксство бельканто, создал ряд произведений . Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» (1836). Около 6 лет Глинка работал над 2-й оперой — «Руслан и Людмила» (1842). Произведения высокого мастерства создавались им и в других жанрах: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; «Вальс-фантазия» (написан для фортепьяно в 1839), музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837— 39 Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в том числе с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М.Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исполнители ролей Сусанина и Вани). В 1844—47 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано «русское скерцо» для оркестра — «Камаринская». В 50-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница» (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка, живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Эти идеи Глинки были впоследствии развиты С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и др.

Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка , подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства , по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18— начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки , он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не толькои фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А.Н.Верстовский, А. Л. Гурилев и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских школ. Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям : народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство Глинки проявилось и в области музыкальной драматургии : впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен. Ведущая роль в драматургии «Жизнь за царя» принадлежит народу. В образе Сусанина Глинка воплотил лучшие качества русского характера, придал ему реалистичные жизненные черты. В вокальной партии Сусанина он создал новый тип русского ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх русских композиторов. В опере «Руслан и Людмила», переосмыслив содержание шутливой ироничной поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка усилил эпические черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценическое действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии «Жизнь за царя» метод конфликтногo развития в «Руслане и Людмиле» уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вокально-симфонических сцен. Впервые у Глинки получил воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере), показанный в тесной связи с русской, славянской тематикой. Опера «Руслан и Людмила»— прямая предшественница русских эпических опер, она прокладывает путь к образному миру сочинений Бородина и Римского-Корсакова.

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В «Камаринской» Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» ( от них — путь к жанровому симфонизму «кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854—55, опублекованные в журнале «Русская старина», 1870, т. 1—2). А. Н.Серов записал его «Заметки об инструментовке» (впервые опублекованные в «Музыкальном и театральном вестнике», 1856, № 2, 6). Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры.

Глиссандо

Глиссандо
- (итал. glissando, от франц. glisser - скользить), особый приём извлечения звука при исполнении музыкальных произведений; исполнитель скользит пальцем поперёк струн арфы, вдоль струны смычкового инструмента, ногтями одного или нескольких пальцев по белым клавишам фортепиано. Глиссандо  на тромбоне достигается плавным движением кулисы. Глиссандо даёт колоритно-богатый  эффект.

Глокеншпиль

Глокеншпиль
- (нем. glockenspiel, от glocke - колокольчик и spiel - игра), ударный музыкальный инструмент.

Глюк

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714—87)—немецкий композитор. Один из виднейших представителей классицизма. В 1731—34 учился в Пражском университете, предположительно одновременно занимался композицией у Б. М. Черногорского. В 1736 уехал в Милан, где 4 года учился у Дж. Б. Саммартини. Большинство опер этого периода, в том числе «Артаксеркс» (1741), написано на тексты П. Метастазио. В 1746 в Лондоне Глюк поставил 2 пастиччо, участвовал в концерте совместно с Г. Ф. Генделем. В 1746—47 г. присоединился к странствующей оперной труппе Минготти, в работе с которой совершенствовался в виртуозном вокальном письме, ставил свои оперы; посетил Дрезден, Копенгаген, Гамбург, Прагу, где стал капельмейстером труппы Локателли. Кульминация этого периода — постановка оперы «Милосердие Тита» (1752, Неаполь). С 1752 жил в Вене, в 1754 стал дирижёром и композитором придворной оперы. В лице интенданта придворной оперы графа Дж. Дураццо Глюк нашёл влиятельного мецената и либреттиста-единомышленника в сфере музыкальной драматургии на пути к реформе оперы-сериа. Важный шаг в этом направлении — сотрудничество Глюка с французским поэтом Ш. С. Фаваром и создание 7 комедий, ориентирующихся на французский водевиль и комическую оперу («Непредвиденная встреча», 1764). Встреча в 1761 и последующая работа с итальянским драматургом и поэтом Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы. Её предтечей явились «танцдрамы», созданные Глюком в содружестве с Кальцабиджи и балетмейстером Г.Анджолини (в том числе балет «Дон Жуан», 1761, Вена). Постановка «театра действа» (azione teatrale) «Орфей и Эвридика» (1762, Вена) ознаменовала новый этап творчества Глюка и открыла новую эпоху в европейском театре. Однако, выполняя заказы двора, Глюк писал и традиционные оперы-сериа («Триумф Клелии», 1763, Болонья; «Телемах», 1765, Вена). После неудачной постановки оперы «Парис и Елена» в Вене (1770) Глюк предпринял несколько поездок в Париж, где поставил ряд реформаторских опер — «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс» (обе — 1779), а также заново отредактированные оперы «Орфей и Эвридика» и «Альцеста». Все постановки , кроме последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», имели большой успех. Деятельность Глюка в Париже вызвала ожесточённую «войну глюкистов и пиччиннистов» (последние — приверженцы более традиционного итальянского оперного стиля, представленного в творчестве Н. Пиччинни). С 1781 Глюк практически прекратил творческую деятельность; исключение составили оды и песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др.

Творчество Глюка представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк, призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие действия осуществляется главным образом в речитативах - ас - compagnato, вследствие упразднения традиционного речитатива - secco повышается роль оркестра, драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые, классицистские тенденции в развитии музыки. Идея Глюка о подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие театра 19— 20 вв., в том числе на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному пониманию драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей концепции исходил из приоритета музыки.

Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование полифонических приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato, мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями французских театральных декламации. У Глюка встречаются моменты интонационной индивидуализации персонажа в речитативе («Армида»), характерна опора на компактные вокальные формы арий и ансамблей, также на сквозные по форме ариозо.

Гобой

 Гобой
- (нем.hoboe, от франц. hautbois, буквально — высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Возник во Франции во 2-й половине 17 века из средневекового инструмента шалмея (schalmei). Современный гобой это прямая деревянная трубка, состоящая из верхнего и среднего колен и раструба. Имеет 25 отверстий; 22—24 из них закрыты клапанами. Трость двойная из особых сортов камыша. Существуют гобой  двух систем — немецкой и французской. Широкое распространение получил гобой  французской системы, имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой интонации; звучание его — острое, носового оттенка. Гобой  занимает важное место в группе деревянных духовых инструментов симфонического и оперного оркестров. Используется также как сольный и ансамблевый инструмент. В числе разновидностей гобоя — теноровый , или английский рожок.Также альтовый гобой , или гобой дамур.

Гомофония

Гомофония
- вид многоголосия, в котором один голос -мелодия  главенствует, а все остальные голоса играют подчиненную роль (гармоническое сопровождение или  аккомпанемент).

Гондольера

Гондольера
 - (итал. gondoliera, от gondola - гондола), песня венецианских гондольеров (лодочников); то же, что и  баркарола.рола.

Гот

Гот - член молодежного движения, отличающийся приверженностью к одежде черного цвета и черно-белому гриму.

Григ

ГРИГ (Grieg) Эдвард Хаберуп (1843—1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858—62), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно , у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции. Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80— 90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига , виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе«Пер Гюнт», фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»). Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.). Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.

Гриф

Гриф
 - (нем. griff, буквально - рукоятка, захват), у струнных смычковых и щипковых инструментов наклеенная на шейку деревянная пластинка, к которой при игре прижимают струны, укорачивая их длину. У многих инструментов, особенно щипковых, гриф  снабжен ладами.

Гротеск

Гротеск (фр. grotesque — причудливо, уродливо, странно) — художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.

Группетто

Группетто
 - нотный знак, ~ (рисунок) обозначающий украшение ноты, над которой он стоит, с помощью двух вспомогательных нот, отстоящих от нее на секунду вниз и вверх.

Губная гармоника

Губная гармоника — язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки, которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов губная гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия, соответствующего желаемой ноте.

Гуно

ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (1818—93) — французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840—43 провёл в Италии , частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843—48 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852—60 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870—75 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно — один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве — лирической оперы. Его лучшее творение — опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте ) : вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.

Гусли

Гусли (от древнерусск. гусель — струна) — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на гуслях — гусляр.


Если Вы не нашли определения в нашем глоссарии - обратитесь в службу поддержки, мы будем рады сообщить Вам его значение в течении нескольких часов.

Вход

Логин:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно Авторизоваться.
Забыли Пароль?
Регистрация


На Сайте

Гостей: 17
Пользователей: 0


SAPE

Знакомства

Счетчик

Rambler's Top100




AdSense

Страница сгенерирована за 0.069 сек..