Глоссарий
ENG | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ||
РУС | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
Все термины |
И: Интервал
Теги:Интервал - Интервал
- (от лат. intervallum—промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний . Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной. Последовательно взятые звуки образуют мелодический интервал , одновременно взятые звуки — гармонический интервал. Каждый интервал определяется объёмной, или количественной, величиной, т. е. числом составляющих его ступеней, и тоновой, или качественной, т. е. числом заполняющих его тонов и полутонов. К простым относятся интервал, образующиеся в пределах октавы, к составным — интервалы шире октавы. Названиями интервала служат латинские порядковые числительные женского рода, указывающие на количество ступеней, обнимаемых каждым интервалом; тоновая величина интервалов обозначается словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Простыми интервалами являются: чистая прима (0 тонов), малая секунда (1/2 тона), большая секунда (1 тон), малая терция (11/2 тона), большая терция (2 тона), чистая кварта (21/2 тона), увеличенная кварта (3 тона), уменьшенная квинта (3 тона), чистая квинта (31/2 тона), малая секста (4 тона), большая секста (41/2 тона), малая септима (5 тонов), большая септима (51/2 тонов), чистая октава (6 тонов).
Составные интервала возникают от прибавления к октаве простого интервала и сохраняют свойства аналогичных им простых интервалов; это — нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима (две октавы); более широкие интервалы именуются: секунда через две октавы, терция через две октавы и т. д. Перечисленные интервалы называются также основными или диатоническими . Диатонические интервалы могут быть увеличены или уменьшены при помощи повышения или понижения на хроматический полутон основания или вершины интервала. При одновременной разнонаправленной альтерации на хроматический полутон обеих ступеней интервалов и при альтерации одной ступени на хроматический тон возникают дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы. Все измененные посредством альтерации интервалы называются хроматическими. Интервалы, различные по количеству заключённых в них ступеней, но одинаковые по тоновому составу (звучанию), считаются энгармонически равными, например фа — соль-диез (увеличенная секунда) и фа — ля-бемоль (малая терция).
Все гармонические интервалы разделяются на консонирующие и диссонирующие . К консонирующим интервалам относятся чистая прима и октава (весьма совершенный консонанс), чистая кварта и квинта (совершенный консонанс), малая и большая терция и секста (несовершенный консонанс). К диссонирующим интервалам относятся малая и большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая и большая септима. Перемещение звуков интервала , при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним звуком, называется обращением; в результате возникает новый интервал. Все чистые интервалы обращаются в чистые же, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот.
- (от лат. intervallum—промежуток, расстояние) в музыке и акустике, соотношение двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний . Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной. Последовательно взятые звуки образуют мелодический интервал , одновременно взятые звуки — гармонический интервал. Каждый интервал определяется объёмной, или количественной, величиной, т. е. числом составляющих его ступеней, и тоновой, или качественной, т. е. числом заполняющих его тонов и полутонов. К простым относятся интервал, образующиеся в пределах октавы, к составным — интервалы шире октавы. Названиями интервала служат латинские порядковые числительные женского рода, указывающие на количество ступеней, обнимаемых каждым интервалом; тоновая величина интервалов обозначается словами: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная. Простыми интервалами являются: чистая прима (0 тонов), малая секунда (1/2 тона), большая секунда (1 тон), малая терция (11/2 тона), большая терция (2 тона), чистая кварта (21/2 тона), увеличенная кварта (3 тона), уменьшенная квинта (3 тона), чистая квинта (31/2 тона), малая секста (4 тона), большая секста (41/2 тона), малая септима (5 тонов), большая септима (51/2 тонов), чистая октава (6 тонов).
Составные интервала возникают от прибавления к октаве простого интервала и сохраняют свойства аналогичных им простых интервалов; это — нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима (две октавы); более широкие интервалы именуются: секунда через две октавы, терция через две октавы и т. д. Перечисленные интервалы называются также основными или диатоническими . Диатонические интервалы могут быть увеличены или уменьшены при помощи повышения или понижения на хроматический полутон основания или вершины интервала. При одновременной разнонаправленной альтерации на хроматический полутон обеих ступеней интервалов и при альтерации одной ступени на хроматический тон возникают дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы. Все измененные посредством альтерации интервалы называются хроматическими. Интервалы, различные по количеству заключённых в них ступеней, но одинаковые по тоновому составу (звучанию), считаются энгармонически равными, например фа — соль-диез (увеличенная секунда) и фа — ля-бемоль (малая терция).
Все гармонические интервалы разделяются на консонирующие и диссонирующие . К консонирующим интервалам относятся чистая прима и октава (весьма совершенный консонанс), чистая кварта и квинта (совершенный консонанс), малая и большая терция и секста (несовершенный консонанс). К диссонирующим интервалам относятся малая и большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая и большая септима. Перемещение звуков интервала , при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним звуком, называется обращением; в результате возникает новый интервал. Все чистые интервалы обращаются в чистые же, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот.
<< Инструментовка | Камерная музыка >> |
Все файлы категории
| Импровизация | Инвенция | Инструментовка | Интервал |
Если Вы не нашли определения в нашем глоссарии - обратитесь в службу поддержки, мы будем рады сообщить Вам его значение в течении нескольких часов. |
Copyright Elite Consulting Group © 2003-2022 |